Турецкие записки: занимательная археология

За три недели, проведенных в Турции, удалось посетить не так много того, чего хотелось первоначально. Уже на месте оказалось, что большую часть мест, таких как например Сиде, без собственного автомобиля просто не посетить, а рисковать с общественным транспортом и ловить какой-нибудь пресловутый автобус несколько часов в чужой стране не хотелось.

Вообще, несомненно, Турция для археолога и просто любителя античности — это клондайк, в каких-то местах превосходящий Италию, вероятно, из-за византийского наследства и уж точно Грецию (из-за размеров). В районе, где я остановился на первые две недели, античность была буквально везде. В пятнадцати километрах от меня находился древний Эфес, который я посетил на четвертый день своей поездки.

Эфес

К древнему городу заросла тропа туристов на машинах и автобусах, сквозь недовольные взгляды которых я прошел пешком, как нож по маслу. Вдоль расхлябанной дороги, поросшей каким-то местным кустарником, мне встречались то виноградники, то огромные развалины древнего города. Наконец, дорога заканчивалась, начиналась парковка, замыкаемая крытым полубазаром, где торговали черти-чем «не гнется, не ломается...»

Вход в парк начинался с мощенной тропы, оберегаемой от июльского солнца двумя ровными рядами черных сосен. За ними виднелся хорошо сохранившийся амфитеатр и тщательно восстановленный участок античного проспекта.

Это сложно передать фотографией, ведь ни одна из них не передаст общего вида. Это и правда довольно большой археологический парк (думаю соразмерный древней Остии), где люди долгие года пытались восстановить то, что было давно разрушено, разграблено и утеряно. Кстати, что это были за люди?

В прошлом посте я рассказывал, что этот регион с 17 века был центром притяжения многих европейских коллекционеров и ученых, которые пытались найти здесь античные артефакты для пополнения коллекции какого-нибудь графа или просто последующей перепродажи. Например, этим (в интересах небезызвестного вам Фабри Пейреска) занимался некто по фамилии Наполлон (знакомая фамилия, не находите). Наполлон открыл в Измире так называемый Арундельский мрамор.

Кем был Наполлон совершенно не ясно. Родился он, как вы, наверное, догадываетесь, на Корсике, в генуэзской семье, поэтому изначально его имя звучало так «Сансоне Наполеони». В молодом возрасте он переезжает в Марсель. Поскольку его биографию написали французы, то в 1609 году он натурализуется, женясь на француженке Франсуазе де Рауль.

В 1615 году он начинает служить французскому королю в должности марсельского консула в Смирне, а в 1626 году он добивается мира с берберскими пиратами.

Судя по биографии, перед нами обыкновенный средиземноморский пират на государственной службе. И учтите, что настоящий флот у французов появился именно при Людовике XIII. Именно так выглядели первые капитаны и адмиралы французского флота.

В 19 веке европейская археология перешла из сферы интересов отдельных групп и корпораций к сфере интересов ведущих держав. Де факто археология стала одной из разновидностей шпионской деятельности.

Полноценно начали «раскапывать» Эфес англичане. В 1863 году Джон Тертл Вуд, закончив работу по строительству железной дороги в Смирне, решил отыскать на месте бывшего Эфеса храм Дианы, и в 1869 его нашел под 6 метрами песка. Через год их посетил первооткрыватель Трои Шлиман.

Нет картинки
Картинка с эфесским котиком вместо портрета английского кадрового шпиона

Гораздо интереснее биография другого английского «археолога» Дэвида Джорджа Хогарта. Вот это уже серьезный кондовый археолог с двойным прикрытием, набором юного диверсанта и шнурком-удавкой. Школа.

С 1886 до 1900 года он работал под прикрытием археолога на территории Османской империи и Египта. В 1897 году он даже стал директором Британской школы археологии в Афинах, то есть еще и готовил местные греческие кадры.

Наступила Первая мировая война, и Хогарт по зову сердца, по поручению правительства пошел служить в интелидженс сервис уже на британском флоте. В 1918 году он вместе с Лоуренсом Аравийским принял непосредственное участие в отколе от Турции арабских государств.

Нет картинки

Несколько припозднившись, но гораздо основательнее, стали проводить археологические раскопки в этом регионе немцы. И проводят до сих пор. Усилий и средств они прикладывали раз в десять больше, чем англичане, и бОльшая часть современной турецкой археологии существует благодаря им.

Эфес немцы начали копать в 1895-96 году под предводительством Отто Бенндорфа и Карла Хумана. В 1898 году Бендорф основал австрийский археологический институт. Большую часть артефактов, найденных до 1906 года, перевезли в Вену, где по сей день работает Эфесский музей. В том же 1898 году Вильгельм II совершил «левантийское турне» по Османской Империи. Сейчас это замалчивается, и в это даже сложно поверить, но в Иерусалиме встречали его так:

Нет картинки

В тот период германский император считался другом и союзником всех мусульман и евреев. Значительная часть евреев во время Первой мировой поддерживала Германию.

Бендорф хоть и был австрийцем, но действовал в кооперации с немцами. Его помощник Карл Хуман был немцем и курировал антикварные коллекции всех берлинских музеев, принадлежавших его королевскому величеству.

Современный Эфес существует и развивается только благодаря австрийцам. Де факто можно сказать, что у австрийцев и турок в Эфесе кондоминиум, в который безуспешно пытаются влезть какие-то третьи силы (скорее всего американцы).

Поэтому все, что я увидел в Эфесе, напоминалo всем своим видом маленький кусочек Германии с аккуратно выстриженными газонами, деревьями, высаженными по линеечке. Каждый найденный кирпичик и камешек, я не сомневаюсь, был пронумерован как AX-325-861 и аккуратно положен к другим артефактами AX-325-860, AX-325-862. Одним словом, как пошутил один американский комик: Штакен-Блокен. Конструктивизм. Конструктор Лего, построенный из античных кубиков.

Понял это, когда увидел вот такую надпись с внутренней стороны библиотеки Цельсия:

Нет картинки

Вот так люди работают с турками более ста лет.

Сразу же свернув с тропинки, я наткнулся на саркофаги, расставленные на опушке в три ряда. Сначала шли маленькие саркофаги, потом саркофаги побольше, дальше еще больше. Тут же я вспомнил об английской сказке о Трех медведях, впрочем дурацкой. Ничего положительно интересного о них сказать невозможно, кроме, пожалуй, самого очевидного: возле них не было никаких табличек, а экскурсоводы в этих далеких уголках парка не водились. Делать было совершенно нечего.

Тем временем тех, кто не искусился свернуть с тенистой аллеи, ждал первый приз в виде провинциально турецкого театра. Комедия а ля Турка.

Увы, я пропустив вступление, и так и не узнал названия этой замечательной вампуки, но судя по нарядам, что-то вроде «Цезарь и Клеопатра». Цезарь и Клеопатра были и правда похожи, но Цезарь сильно постарел, набрал вес и отрастил козлиную бородку, и, скорее всего был мало похож на самого себя. Подле них стояли верные преторианцы, только что приехавшие со станции метро Люблино, где, как известно, располагаются самые замечательные гимназии. Все они наблюдали за боем двух добрых молодцев-гладиаторов.

Нет картинки

Дальше меня понесло, и я по-пушкински стал невпопад острить своему компаньону: — А по сути все верно! Кризис третьего века. Эдикт Каракалы. Так называемые Федераты, вербуемые Римом и используемые во внутренней борьбе за власть. Словом, Римская Федерация.

Мне тут же пришлось объяснять, кто такой Каракала и причем тут пресловутые федераты. Тем не менее все объяснения только запутывали сложившуюся со школьной скамьи схему в голове.

Представление закончилось, Юстиниан со своей Юстицией и военачальником Велизарием ушли на обед. Я же был только в самом начале дороги.

Как и Рим, Эфес был найден под несколькими метрами земли и глины, на которой прежде ошивались полулюди в землянках. Существуют конспирологические теории, объясняющие разрушение города Эфеса большим потопом. Таким же образом они толкуют и гибель Рима. Объяснить уничтожение целого города человеческими силами при отсутствии пороха и правда сложно.

Как только мы начнем «копать» (ах, слово окаянное) историю Эфеса и искать, сколько раз его разрушали, то наткнемся сразу на несколько дат и имен.

Первое — это известное всем вам сожжение храма Артемиды Геростратом. История эта относится ко временам явно мифическим, предшествующим завоеванию Александра Македонского. Насколько эта история правдива, можете судить по тому факту, что Александр Македонский родился в ту самую ночь, когда Герострат сжег храм. Александр в 323 году до н.э поручил своим архитекторам восстановить храм, каким он был раньше. Главного архитектора звали Дейнократ. Его имя с греческого можно перевести как «жутко сильный».

А как переводится с греческого имя самого Герострата? Вот так: покровительствуемый Астартой, — финикийской богиней любви. То есть Герострат был финикийцем, но почему-то на это никто не обращает внимания.

Второе — это вторжение готов в 262 году. О готах, как и о вандалах, разрушивших Рим, практически ничего не известно (даже как они выглядели). Готы захватили Эфес, как-то переплыв до этого Босфор, и разграбили его, разрушив храм Артемиды Эфесской. Почти одновременно город был добит большим землетрясением.

О том, что это было за время судите по следующим событиям. Императора Валериана персы берут в плен и убивают. Продолжается эпоха тридцати тиранов, которые по кусочкам делят между собой Римскую империю. На территории Анатолии власть узурпирует Баллиста. Он собирает большой флот, состоящий из киликийский пиратов моряков, который, как считается официальной историографией, разбил персидские войска.

Происхождение, как впрочем и реальное имя Баллисты, неизвестны настолько, что путаются, звали ли его Баллистой или все-таки Каллистой. Ничего неизвестно ни о Квиете, ни о Макриане младшем. Предположительно, все они были так или иначе связаны с сирийским городом Эмеса. Все сведения о них мы черпаем (до сих пор) из Истории Августов, точнее из раздела ее «Тридцать тиранов». Какой-то логики и выстроенного повествования в этой книге нет. Большая часть выдумана, что признается официально.

Похоже, что авторы этой хроники пользовались историей Тридцати тиранов Афин, когда Спарта, имея в союзниках Персию, победила Афины и свергла правящий слой этого полиса, после чего создала там оккупационный режим, который устроил там парижскую коммуну. Спустя несколько месяцев коммунаров свергает кондотьер Фрасибул.

Давайте же поможем авторам истории Августов изложить правдиво и правильно историю кризиса третьего века. Рим был захвачен финикийцами путем вторжения морского вторжения (при поддержке Персии) где-то в 260-261 году. После чего в течение пару лет он был практически полностью уничтожен. Во все римские провинции были назначены финикийцы (выходцы из Испании, Северной Африки, Сирии). Спустя несколько лет между ними началась гражданская война; бывшая империя разделилась на мелкие государства, где к власти приходят все более левые люди.

Кто же тогда уничтожил Эфес? Очень, очень возможно, что это сделал большой флот, состоящий из киликийских пиратов, которых в этом регионе было очень много, и которые, видимо, пришли на замену римским легионам. До этого они уничтожили Халкидон (это очень важный факт).

Крайне любопытно, что этот регион был связан с историей раннего христианства. В Эфесе некоторое время жил Апостол Павел, который, как вы наверное догадываетесь, был киликийцем. Там же, как ранее считалось, жила и Богородица. Сейчас католическая церковь отрицает наличие дома Богородицы в Эфесе, но почему-то признает его как место паломничества.

Эту тему я затрону еще раз в постах про Стамбул. Сейчас же позволю себе продолжить свою экскурсию по Эфесу.

Из этого ансамбля, конечно, выделялась библиотека Цельса. По сути от нее остались фасад и часть стен, в которых археологи смогли распознать библиотеку Цельса по какой-то надписи, найденной недалеко от них. Проблема в том, что там не было отдельного читального зала, и там еще под землей нашли небольшой склеп, где якобы находился саркофаг Цельса. Вокруг здания располагались узкие коридоры, назначение которых вообще непонятно. Считается, что они защищали здание от влаги.

Нет картинки

Кусок эфесского кладбища между аркой Митридата и библиотека Цельса был наиболее целым. На секунду даже мне там показалось, что я нахожусь не среди развалин, а в каком-нибудь старом итальянском городишке. Да, все сильно за это время обветшало, что-то разрушилось, но картинка целая, и что-то себе представить в этих декорациях можно.

Нет картинки

За библиотекой располагался Серапеум. В отличие от библиотеки, он практически не сохранился. Это был египетский храм, посвященный богу Серапису. Размеры его были впечатляющие. Его основали египетские купцы. Недалеко от него нашли фрагмент надписи, посвященной императору Каракале (от благодарного египетского купечества). Фрагмент гласил: «те люди, которые приносят жертвы Серапису у моего бога Нила».

Я не стану обозревать все, что я увидел в Эфесе, и завершу эфесскую прогулку обзором амфитеатра. Это второе по известности античное сооружение в Эфесе, но самое зрелищное. В античности Большой театр Эфеса был самым вместительным театром во всей Малой Азии. Историки говорят, что театр был достроен при римских императорах, но больше похоже, что они его построили с нуля римлянами.

Нет картинки

С верхних рядов открывается прекрасный вид на мохнатые горы и небольшую рощу, где грандиозно торчали останки античности, сделанные из кирпича. Акустика, кстати, здесь не менее впечатляющая и сделана явно первоклассными инженерами. Насколько мне известно, раз в год здесь проходил концерт, на котором можно было оценить акустические характеристики театра.

Иераполис

Иераполис (или Памуккалле по-турецки) находился от Кушадас в нескольких часах езды на автобусе и еще тридцати минутах езды в маршрутке от Денизли, в которой я смог по-настоящему увидеть народную толщу. Если Кушадасы — это почти Греция, то район Денизли уже больше напоминал Сирию или Египет. Конечно, сложно судить об общем положении на основании каких-то партикулярных наблюдений, но среди людей, которые мне встречались, европейских лиц было гораздо меньше. Многие женщины носили чалму. Тем не менее это все еще была территория, примыкающая к эгейскому побережью, где жили в основном греки, и для турков она является чужой. Она начала заселяться турками только в 19 веке, и тогда эти люди не были турками, а по большей части кавказскими народами или выходцами из Балкан.

Древний город располагается на белоснежном скалистом холме, издалека похожем на заснеженную вершину. Подъем на него состоял из каскада молочных террас, образовавшихся в результате осаждения карбоната кальция. Однако стоило мне подняться на вершину, как вся красота тут же заканчивалась, потому как вся территория парка была покрыта некрасивой выжженной желто-зеленой травой, среди которой виднелись серые камешки и редкие античные развалины.

Нет картинки
Нет картинки

Обретение города состоялось в 1887 году Карлом Хуманом, который написал о своем открытии отчет "Altertümer von Hierapolis" (советую прочитать). Только после прихода к власти Мустафы Кемалe турки стали c подачки тех же немцев и англичан открывать для себя Памуккале. В подражание американцам на месте террас начали строить дешевые гостиницы, которые давно снесли.

Однако по-настоящему Иераполисом археологи стали заниматься совсем недавно, в 1957 году. И стали заниматься не педантичные немцы, а итальянцы под вывеской «Итальянская археологическая миссия Иераполиса Фригийского» (MAIER). И это видно — не будет сказано в обиду итальянцам — во всем. Если в Эфесе все кирпичики и обломки были аккуратно сложены, сгруппированы и даже пронумерованы, то здесь эти обломки часто лежат на земле как невыкорчеванные пни. В принципе, подход правильный, ибо неизвестно, что эти археологи могут там найти. По своей площади Иераполис сопоставим с Эфесом, но интересных для туриста мест в нем в несколько раз меньше, потому что сам город сохранился, по всей видимости, хуже, да и по своим размерам он, конечно, не мог конкурировать с древним Эфесом.

Нет картинки

У Иераполиса, однако, есть перед Эфесом некоторые «преимущества». Здесь очень хорошо сохранился римский театр II-III века. По уровню сохранности он где-то на уровне библиотеки Цельса (эти были построены в одну эпоху). На барельефах театра изображен Септимий Север со своей женой Юлией Домной и сыновьями Каракаллой и Гетой.

Нет картинки
Нет картинки

Под театром лежали останки храма Аида (Плутона). Храм был построен на месте пещеры, где была высокая концентрация углекислого газа, вызывающего удушье у любого живого существа и в конечном итоге смерть. Жрецы культа Себиллы проводили в этой пещере своеобразные мистерии: они задерживали дыхание и залезали в пещеру, где заранее зная все воздушные карманы, спокойно сидели там по несколько часов и выходили невредимыми. Другое назначение этих пещер, более практическое — убой скота. Животных погружали в бассейн с углекислым газом, стоявшим прямо перед входом в храм, и таким образом оглушали. Дальше рассказывать не буду.

Нет картинки

Тут, вероятно, какой-нибудь средней руки конспиролог сказал бы, что на месте храма Плутона добывали Плутоний. И будет по своему прав, ибо плутоном (или плутоническим массивом) называют извержения пород. Термин возник в начале XIX века в результате споров между нептунистами и плутонистами. О них я ничего говорить не буду. Лишь скажу, что Плутоний впервые был получен итальянскими учеными в Риме в 1938 году. Вот так, сбросили на город ядерную бомбу и через тысячу лет открыли плутоний. Шучу, шучу, конечно, но, согласитесь, на фоне официальной версии в это можно поверить.

Над останками храма возвышалась статуя Аида с трехглавым Цербером. Она не имеет к храму никакого отношения и, кроме того, является копией, что видно с первого взгляда.

Последнее, что я успел посмотреть здесь, был археологический музей, где были выставлены статуи и саркофаги не только из Иераполиса, но и с близлежащих поселений. Музей был создан на месте сравнительно хорошо сохранившихся остатков римских бань (внушительных по размеру). Бани из-за полукруглых арочных проемов мне очень напомнили Термы Диоклетиана. Надо сказать, что там собрана довольно неплохая коллекция. Интересно, что у всех скульптур были явно отбиты носы или головы (в случае барельефов или небольших скульптур). На стенах красовались нарисованные гвоздем граффити первых археологов: Карла Хумана и Ко. Такими же граффити были разрисованы римские катакомбы.

Нет картинки

Увы, почти ничего неизвестно о древнем Иераполисе, если исключить новейшие археологические находки и библейские тексты. Вероятно, в античности это был такой же туристический центр с такими же термальными источниками. Считается, что они появились в VII веке нашей эры, то есть по нашей шкале еще во времена эллинизма. Думаю, что как и сейчас это был типовой курортный римский город, построенный по готовому генеральному плану: с типичным амфитеатром, с типичной планировкой улиц, термами и даже с храмами, рассчитанными не только на греко-римских язычников, но и на египтян.

Нет картинки
Любопытная скульптура Гора, найденная не в Иераполисе, а в Лаодикее. Считается, что в античности там жила большая иудейская община.

Пожалуй, это все, что я могу рассказать про Иераполис. Можно было бы рассказать и больше, но точно не в рамках путевых заметок.