Протестантизм - I
kodor 7 февраля 2023
Если бы мы хотели выделить ключевые события или явления протестантизма 18 века, то столкнулись бы с тем, что таких событий практически нет. Есть отдельные фрагменты, выделенные национальными историческими школами в целые эпохи, но они слишком локальны и неинтересны. Интересна ли история болгарской церкви? Возможно, но только в контексте церкви греческой.
В 17 веке мы видим ожесточенное противостояние католиков и протестантов. Протестантизм 19 века переполнен фактами и связан с зарождающимся рабочим движением. Хотя ясно, что протестантизм 18 века как-то должен был быть связан с тогдашним гегемоном Францией, что, правда, не сходится с тем, что Франция — страна католическая, а протестанты, точнее кальвинисты, там угнетаемое меньшинство. Хотя если немного копнуть век 17, то окажется, что кальвинисты во Франции есть, и более того у них был интеллектуальный центр в Седане.
Это правда. С другой стороны, почти одновременно с репрессиями по отношению к кальвинистам, французы жестоко подавляли интеллектуальные центры католиков. Тому пример, практически полное уничтожение (с могилами и памятниками) центра янсенистов Пор-Рояля, которое было ревностно поддержано конкурирующей фирмой иезуитов.
Как известно, приключения янсенистов на этом не закончились, и в Париже случилась новая напасть конвульсионеров,деятельность которых с трудом смогли прекратить только после французской революции.
Так уж и быть, добавим в скучное повествование немного ярких красок. Поскольку речь шла о культурнейшем на тот момент государстве, то все было задокументрировано насколько это было возможно, хотя как это часто бывает с историей церкви, где-то крайне заретушировано.
Вербовка конвульсионеров, что довольно распространено в сектах, велась при помощи молодых девушек или молодых людей, и была направлена на горожан или мелкое дворянство. Религиозная практика включала полное повторение казней мучеников, коих в христианстве более чем достаточно. То есть начинают с побоев подручными средствами в костюмах римских легионеров, затем ведут на Воробьевы горы, чтобы после лапидации закопать жертву заживо или распять. В это время жертва в припадках должна изрекать речи святых: "Он ввел розги для политических! Ввел розги для политических!". Вот такой провинциальный театр. С жертвоприношениями.
Конвульсионеры еще показали себя во время революции, когда плясали на костях убитых галликанских священников во время сентябрьской расправы. Затем устроили расправу над самими конвульсионерами. В Википедия есть довольно любопытный факт: по сообшениям тогдашней полиции эта секта выступала за восстановление иудаизма и обращения всех людей в эту религию. Вот такие христиане. Теперь представьте накал безумия, царивший в Европе столетием раньше, и что калечили они не себя, а других людей. А фактов про это наберется в лучшем случае на одну страницу.
Но нам все же не стоит отвлекаться на религиозный экстрим. Как известно в 1685 году Людовик XIV издал эдикт Фонтенбло, отменивший ранее принятый Генрихом IV Нантский эдикт, даровавший религиозные свободы гугенотам. Был ли Нантский эдикт вообще — крайне сомневаюсь, и само отождествление гугенотов с кальвинистами ложно и было предложено иезуитским историком Луи Мэмбуром — крупнейшим историком христианства XVII века, написавшим огромное число трудов по ранней истории христианства и Священной Империи. Важнейшие работы Мэмбура — история лютеранства и кальвинизма, явившие собой вероятно первую цельную историю этих модификаций первичного христианства.
История кальвинизма была написана в рамках продолжавшейся полемики с янсенистами из Пор-Рояля. Сам Маймбур почему-то считал янсенистов одной из кальвинистских сект (что отчасти верно), хотя иезуиты, которые Мэмбура выгнали за приверженность к Людовику (грантосос парижский), утверждали обратное.
История Кальвинизма вызвала полемику со стороны кальвинистских интеллектуалов, и в частности критику Пьера Бейля, чья томная критика, представлявшая собой философско-религиозную лепорелло, была издана в 1683 году и сразу же сожжена на одной из парижских площадей. Там он сначала стал указывать на слабые качества Маймбурга, в частности неумение полемизировать, и только после этого приступил к собственно критике Истории. По его мнению:
- Мэмбур ложно представил гугенотов как яростную и разрушительную силу, а католиков как пример веротерпимости;
- Католики спровоцировали конфликт против гугенотов;
- Отождествление гугенотов как религиозное движение является заблуждением;
- Мэмбур — королевский пропагандист, дискредитирующий кальвинистское меньшинство для его последующего изгнания.
Бэйль в последствие, живя в голландской эмиграции, издаст литературный журнал "Nouvelles de la republique des lettres" и одну из первых энциклопедий на французском "Le Dictionnaire historique et critique".
Мэмбур в своих трудах опирался на другого чудака Эда де Мезере — французского Плутарха и его Histoire de France (История Франции) скорее всего является первым трудом, посвященным истории Франции, начиная с Средневековья.
С 1675 по 1683 год он занимал пост секретаря Французской академии (до него был кальвинист Валентен Конрар). В его трудах есть некоторые оговорки: в своей Истории франков он говорит, что Гуго Капет является наследником Карла Великого, но в целом этот сеттинг с некоторыми оговорками живет по сей день, иногда дополняясь сочинениями прочих Дрюонов.
Мезере во время Фронды писал так называемые мазаринады (памфлеты, направленные против политики Мазарини). Вот небольшой образчик такой мазаринады из Википедии (невольный перевод с французского):
К насчастью Мазарэн, из страны, откуда родом Табарэн,
Пришел он тревожить нас.
Забирайте свои вещи, что успели украсть, и отправляйтесь в Рим
Табарэн — один из персонажей бродячего цирка, который как вы понимаете, пришел (или приехал?) в Париж из Италии, и был расположен в парижском Сите (самая старая часть города), где почему-то жило много итальянцев. Такое название он получил от табарда — короткой накидки с длинными рукавами, которую носили господа из Италии и Испании.
Мезере приписывают конфликт с Кольбером, таким же историком-любителем. После проведенной реформы Кольбера, связанной с излишествами, Мезере где-то пишет "Каждого бухгалтера найдется за что повесить". После этого его, конечно же, не повесили, а лишили жалования. Франция — это не Турция. В свою очередь Мезере отказался публиковать свои бессмертные опусы.
Кольбер, как и его итальянский предшественник Мазарини, связан с обретением античных артефактов вроде: медальонов, предметов искусства и прочих византийских летописей.
Через три года после публикации истории кальвинизма кальвинизм был запрещен. Большинство французских кальвинистов найдет себе родину в Голландии, где кальвинизм является доминирующей конфессией, и в Пруссии, где было уже все равно (вспомните сцену с вербовкой Кандида).
Этот эдикт был закономерным итогом быстрого распространения католицизма. Ранее сделать такой акт веры по отношению к религиозному меньшинству не представлялось возможным из-за того, что сам католицизм еще находился в ожесточенной борьбе с другими сектами. Но это также связано с проводимой Людовиком политики централизации.
Но почему-то из виду упускается другое важное событие — Декларация галликанского клира в 1682 году. Де факто Людовик XIV сделал то, что якобы сделал Генрих VIII полтора века назад. То есть было объявлено, что господствующая церковь Франции подчиняется не Папе, а королю. Хотя связи с римским престолом не были разорваны. Да, были серьезные разногласия, но контакты и связи с Ватиканом, полученные в наследство от Мазарини и компании, оставались.
Если смотреть под углом развития галликанства, то видно, что французские короли проводили целенаправленную политику по превращению католицизма в полупротестантизм, где церковь находилась бы под контролем светского правительства, но была связана с католицизмом.
И галликанство постепенно только усиливалось на фоне сначала устранения кальвинистов, а затем иезуитов и янсенистов. И кстати роль Франции в подавлении ордена иезуитов колоссальна. На том, как из Европы был изгнан этот орден, мы остановимся подробнее.
Изгнание иезуитов или конец классического христианства
Повсеместное изгнание ордена иезуитов было связано не столько с религией или нравственностью, сколько с политикой централизации католических государств и перехода к светскому абсолютизму.
Орден иезуитов в последний период представлял собой гигантскую торговую корпорацию с крупным дипломатическим и пропагандистским аппаратом, позволяющим паразитировать на уже развитых централизованных государствах. Более того этот орден имел собственную фракцию в Ватикане, влиявшую на политику Пап. Но то, что работало в 17 веке, в веке просвещения уже работало плохо. Так отсутствие централизации превратило крупную для 17 века Голландию в слабое государственное образование без наследственной монархии и с гипертрофированным отростком в виде Ост-индской компании. А все, что не имело государственной привязки, просто доживало свой век, либо выживало путем сращивания с государством.
Такая судьба постигла и пресловутых иезуитов, которые не имея территориальной-государственной привязки, были поглощены или ликвидированы разросшимися государствами. Во Франции эта кампания была начата еще пожилым Людовиком XIV, и не просто из-за собственной антипатии, а из-за простой несовместимости иезуитизма с галликанством. Людовик XV продолжил дело своего отца, теперь подключив к процессу многочисленную французскую интеллигенцию, которая всячески дискредитировала орден и написала историю его в самых жутких тонах. И если у современных французов есть миф о старом режиме (Ancien Regime), то описывая эпоху испанского гегемонизма со всякими инквизициями у них получился старый режим в квадрате, когда уничтожаются и вымарываются даже не первоисточники, а их вторичные интерпретаторы.
В дальнейшем конфронтация иезуитов со светскими властями в Португалии и ее колониях только сыграли на руку в дискредитации и уничтожении ордена. Я напомню, что в Португалии иезуиты решили устроить вторую гражданскую войну, а до этого иезуиты, в лице аборигенов, вели партизанскую войну против испано-португальцев в Парагвае. Конечно, действовали иезуиты не только от себя, и во многом за ними стояла аристократическая верхушка, косвенно сопротивлявшаяся централизации государств. Хотя одновременно сама королевская власть опиралась на них, и ранее всячески лоббировала католицизм несмотря на поддержку протестантизма снизу.
То же самое было и в Испании, где прогрессивные реформы, направленные на улучшение городской инфраструктуры, встретили сопротивление иезуитов, которые стали натравливать чернь на городскую администрацию, уничтожать инфраструктуру.
Почти одновременно в Франции, Португалии и Испании всю секту свидетелей пришествия марсиан тихо погрузили на корабли и увезли в Папскую область, но в порту такой гостинец Папа Климент XIII принимать отказался, и целый легион божьих рабов пришлось бросить на Корсике.
К этому времени все богословие было дискредитировано в глазах высших сословий и буржуазии, оставаясь лишь где-то на периферии Европы (Пруссии, Польши и даже России). Стремительно доля интеллектуальной и идеологической продукции падал, а благодаря ВФР упала до нуля. Так бесславно закончилось классическое христианство раннего нового времени. Но одновременно с этим христианство наконец-то приобрело свою законченную форму. Более того массовая культура несмотря на все невзгоды продолжала оперировать христианской поэтикой и христианскими образами.
Потом во многом благодаря долгой дипломатической игре Людовика XV и его министра иностранных дел Шуазеля, в Риме удалось пролоббировать полный запрет иезуитов (1773) через будущего Клемента XIV — представителя партии католических монархов в Ватикане.
И это далеко не все достижения французских Бурбонов. Галликанство на волне Просвещения также стало популярным в Голландии, Германии, где католики не были большинством и даже Тоскане, где было почти полное господство католицизма. В Германии галликанство получило популярность под именем Фебронианизма — попытки воссоединить разные протестантские секты с католицизмом.
В Тоскане была попытка создать синод под покровительством будущего императора Священной империи Леопольда II, но после французской революции эта идея также канула в небытие. В Франции в 1787 году Людовик XVI издает Версальский эдикт, приравнивающий протестантское меньшинство к католикам.
Французская революция была реакцией на вполне прогрессивные и либеральные реформы крупнейшего государства в мире. Идея крайне прогрессивного и выгодного для французов галликанства будет задушена во время ВФР, когда без поддержки государства останется наедине с католической церковью, и наконец в 1801 Конкордат Наполеона по сути восстановил власть Папы над французской церковью.
Представьте, если бы Наполеон опирался не только на национальную пропаганду, но и на религиозную, то вероятно бы история Европы пошла бы несколько другим путем. Но, Наполеону, на религию было настолько все равно, что с радостью принял мусульманство в Египте с подачи своих генералов. И конечно же ему следовало опираться на уже традиционное для Франции галликанство.
Возможно оно и послужило бы платформой для перезапуска Священной Империи наподобие Священного союза, где идеология играла не последнюю роль. Вместо этого в 1848 году из акционеров решили выкинуть Россию (неудачно), а саму платформу перевести на рельсы Интернационала.
Если мы осмелимся экстраполировать религиозную политику французский королей на начало 19 века, то скорее всего была бы так или иначе проведена секуляризация церковных земель, а несколько позже произошло бы объединение католиков и протестантов в лоне галликанской церкви, при внешнем оформление под католицизм и, повторюсь, сохранив связь с остальным католицизмом (для дальнейшей экспансии).
Вот такая история успеха и в то же время неудачи Эпохи просвещения. Если бы мы рассматривали протестантизм как хаотичное возникновение и "пробуждение" различных протестантских сект, то не поняли бы ничего.