Макиавеллиевские чтения: Антимакиавель
kodor 26 апреля 2023
Важнейшим событием в истории Макиавелли является издание Антимакиавеля Фридриха II "Великого". Фридрих Великий конечно же его не написал — сделал это его хороший друг Вольтер; он же его и издал в Нидерландах. Крайне любопытны в издании этой книги следующие моменты: Вольтер взял за основу первый и очень плохой французский перевод Амело (1683), хотя уже вышли улучшенные переводы. Текст Антимакиавелля содержал полную копию исходного текста Государя на французском и в первоначальной версии имел название "Исследование Государя Макиавелли с примечаниями". Считается, что после издания этой критики массовый читатель впервые смог полностью ознакомиться с главным трудом Макиавелли, до этого якобы запрещенный католической церковью в 1554 году.
Последний штришок, делающая "Антимакиавель" вещью покруче Фауста Гете: в мае 1740 года умирает Фридрих Вильгельм I (от рези в животе), и через полгода выходит книга. Вполне возможно, что и не помогли, — человек пил за десятерых, что в купе с беспорядочной половой жизнью (даже круче чем у Фридриха Великого) и непопулярностью среди аристократии, делало его крайне уязвимым к английским ядам.
Считается, что почти два века после издания Государя это великое произведение подвергалось постоянной критике, было недоступно, либо не интересно. Во второй половине 16 века упоминание или даже публикации текста Государя сопровождались текстами монархомахов — гугенотов или иезуитов. Тогда Макиавелли воспринимался всеми как защитник тирании и просто фашист. Даже в середине 18 века такой статус у Макиавелли сохранялся. Вот что кстати, сказал Вольтер Фридриху Великому во время написания Антимакиавеля:
«Сир, я думаю, что первым уроком, который Макиавелли преподал бы своему ученику, было бы опровержение его работы».
В 18 веке французы придумали своего Макиавелли — Жана Бодена. О его главном труде "Семичастный разговор о секретах высших истин" мир узнал в 1684 году, а вроде и в 1868. В 18 веке путались с его анкетными данными: в одном месте пишут, что он еврей, в другом, что карамелит (одно мешает другому?). Годы рождения и смерти везде отличаются. То же самое можно сказать и про многих французских гугенотов.
Нельзя сказать, что тираноборство было особенностью какой-то из сект. Гугеноты, в своей массе, аристократическая оппозиция постепенно нарождающейся центральной власти в Париже, а иезуиты — это агенты Мадрида, пытающиеся помешать централизации, проводимой итальянцами. В Мадриде какой-нибудь профессор в Саламанке пишет на деньги короля тираноборческие труды, а в Париже эти же люди убивают короля.
Хотя в большей степени монархомахия была особенностью испанской технологии управления — во многих аспектах излишне толерантной и дающей слишком много автономий провинциям. Это позволяло легко присоединять к большой империи самые разные полисы (даже мусульманские), но не позволяло из этого салата сделать полноценное государство.
Кстати, не все испанцы были иезуитами, и многие из иезуитов могли быть согласны с идеями Макиавелли, так и отказываться от излишне радикальных положений тираноборчества.
Думаю для абсолютного понимания Государя Макиавелли нужно знать испанских правоведов, чтобы можно было сопоставлять политическую теорию испанцев с Государем. В противном случае картинка будет плоской, и мы будем изучать плохих иезуитов с хорошим Макиавелли, или плохого Макиавелли с хорошими иезуитами, либо все плохие, — как одно время думали французы. Но ведь политика находится по ту сторону добра и зла.