Расследование: Галилей - II

kodor 18 декабря 2022 года

МЕХАНИЦИЗМ, антимарксистское, антипартийное философское течение, выступившее с целой системой извращений диалектического и исторического материализма, сводившихся в основном к отрицанию материалистич. диалектики как науки и замене последней буржуазной механич. теорией равновесия. Одним из представителей механицизма был озверелый враг народа, агент фашизма, шпион и убийца Бухарин.

Большая советская энциклопедия, XXXIX (1938): Мерави — Момоты, стлб. 278—280

Оле-ола

В предыдущем посте я обозрел две противоположные версии жития Галилея и попытался сделать некоторые выводы на основании их — найти осколки реальности в мутном зазеркалье раннего этапа нового времени. И оказалось, что что-то определенное про Галилея наверняка сказать нельзя. Ясно, что он был противником некоторой системы мировоззрения, сложившейся до него; он использовал псевдонимы и создавал подлоги, но масштаб и причины этого явления не понятен.

Вклад Галилея был оценен очень немногими, и был реально верифицирован в последующую эпоху Просвещения, когда стали появляться специализированные научные журналы и академии наук. И судя по доставшимся нам печатным шедеврам Кирхера и прочих ученых, достижение Галилей ни коим образом не помешало астрологом составлять гороскопы и писать сонники, а иезуитам заниматься наукой.

Атомисты-безбожники

Принято считать, что Галилей также был одним из первых популяризаторов атомизма и материализма в Европе, заложив таким образом основы научной деятельности нового времени.

Если история появления аристотелизма в Европе относительно понятна, то атомизм (материализм) возникает как черт из табакерки в начале оптики. При этом вроде бы аристотелизм постепенно угасает, а атомизм становится модным.

Античная история атомизма крайне загадочна. Посидоний пишет, что учение об атомах было изложено на Востоке, сидонянином (карфагенянином) по имени Мосх. Позже оно было изложено Левкипом и Демокритом, при этом некоторые источники пишут, что Демокрит долгое время учился у египетских жрецов. До такой степени, что смешался с окружением, и современники путали его с каким-то Болосом из Мендеса. Добавлю, что не только Демокрит стажировался в Египте, но и многие другие древние философы. Более того эти же источники пишут, что эти философы интегрировались в жреческую касту богини Цереры — Иерофантами. Иерофантом был Пифагор. Во времена династии Птолемеев эти жрецы (и жрецы других культов) стали заниматься жречеством в Египте.

Оле-ола
По одной из версий пирамида Цестия была возведена для фламина культа богини Цереры.

С точки зрения богословия приверженность атомизму однозначно означало также атеизм. Атомист — атеист, ведь оно явно отвергает существование нематериальных вещей, в т.ч. и души. Странно, что атомизм Демокрита был связан с древнеегипетским жречеством. Хотя если подумать, какое мировоззрение может иметь церковный чиновник в сверхиерархичной церковной корпорации, управляемой чужеземцами, вынужденный трактовать волю правящего класса. А для этого сгодится хоть Аристотель, хоть Гомер: "сколько будет 2 + 2 — сколько Аллаху угодно, или Георгу III". Вероятно стоило бы посвятить больше внимание этой синкретической религии в рамках истории христианства.

Тем не менее житие Демокрита изображает человека самого мизерабельного и маргинального — у него не было последователей, он постоянно хохотал и выколол себе глаза. Но каким-то образом он стал основателем крупной философской системы.

Более успешным оказывается Эпикур, чья философия проповедовалась или хотя бы сохранилась вплоть до краха Римской империи, но все-таки Эпикур не ставил атомизм во главе своего учения атомизм, да и был верующим человеком.

Распространение материализма-атомизма в Новое Время не менее удивительно. Считается, что первый труд "воскресший Демокрит", рассказывающий о Демокрите и Эпикуре был издан Жаном Маньеном (родился в Франш-Конте) в 1646 году в Павии, которая принадлежала испанским Габсбургам. На два года позже года Гассенди переиздал этот труд под своим именем. Интересно, что Гассенди был первым биографом Пейреска, который был его покровителем. Пейреск курировал многие археологические работы. Здесь возникает один вопрос: не был ли Демокрит и многие другие философы древности обретены в ходе деятельности Пейреска?

Оле-ола
Гассенди при Ришелье или испанский Гассенди.
Оле-ола
Гассенди при Мазарини.

Забавно, что первой "школой эпикурейства" называют парижский салон Нинон Лекло, где выступал Мольер со своим "Тартюфом" и Поль Скаррон — автор французской Энеиды, которую через сто лет спародирует Осипов и Котляревский. Содержание и стиль этого бурлеска не сильно отличался от последнего:

Еней бувъ gentilhomme моторный\ И хлопець хоть куды dauphine.

Такой "салоноцентризм" — обыкновенное явление для Франции, да и для Испании или Италии, откуда культура салонов и пришла.

В 18 веке атомизм развивается в рамках механики, что отразилось на тогдашнем представлении об атомах. При этом он воспринимался Дидро или Руссо отождествлялся с Эпикуром, а не с Демокритом. При этом ни о каком материализма они еще не знают.

То, что принято называть атомизмом и шире материализмом, возникло только в 19 веке. И возникло оно не в результате научных открытий, а как побочное следствие пропаганды коммунизма. Поэтому довольно топорное и неумное противопоставление материализма и идеализма в сути ничего не объясняет, а скорее запутывает, так как является идеологическим сахаром или жвачкой. Одновременно получается, что 2000 лет единственно верное учение подавляется, жестко критикуется или просто замалчивается, и только после полного уничтожения оппонентов наконец-то принимается всеми.

Даже механистичная картина мира 18 века гораздо естественнее того, что полтора столетия пытаются доказать так называемые материалисты. С точки зрения материалиста, Галилей пришел к гелиоцентризму не благодаря долгим рассуждениям, а благодаря развитию оптики и телескопов. Если бы дело шло в советском государстве, то сказали бы, что Галилей развивает буржуазное учение гелиоцентризма — "коперниканизм-кеплеризм", если бы перешел дорогу не тому человеку. Кстати, статью о Галилее в первом издании Большой советской энциклопедии написал Вавилов.

К счастью, судьба большевистских демагогов была даже хуже. Бухарин, возглавлявший компанию по борьбе с Теорией относительности, был сначала опущен до масштаба инфузории, а затем просто убит. То же сделали и с Борисом Гессеным, заявившим, что Ньютон механически дошел до трех законов движения в следствие развития механизмов.

Складывается картина, что принятая в XX веке, версия жития Галилея, к сожалению, имеет не так много точек соприкосновения с реальностью. Не было никакой борьбы материалистов с идеалистами, или мракобесов с учеными. Потому-что не было ни материалистов, не идеалистов.

Перманентная революция

Здесь я сделаю отступление, настолько к объекту нашего изучения, не относящееся, но пытающееся хоть что-нибудь объяснить.

Поскольку мы уже заговорили о большевиках, давайте снова заглянем в наш далекий 17 век, и попытаемся найти там что-то аналогичное. Думаю, многие из вас слышали о движении монархомахов или тираноборстве. Пик монархомахии приходится на самый конец 16 века и начало 17, после чего куда-то пропадает почти на век. О тираноборцах вновь появляются хоть какие-нибудь сведения только во времена Малагриды и изгнания иезуитов из Франции.

Монархомахами были и католики, и протестанты (кальвинисты). Наиболее разработана теория монархомахии была разработана у испанских иезуитов, но не была конечно же ими придумана с нуля. Монархомахия появилась еще в далекой античности.

Одним из античных символов тираноборства являются Гармодий и Аристогитон — граждане Афин, свергнувшие братьев-тиранов Гиппия и Гиппарха, после чего установив первую в мире демократию. Благодарные граждане Афин установили им памятник "Тираноборцы", который в 20 веке стал прообразом для скульптуры Мухиной "Рабочинй и колхозница". Это был первый символ борьбы с абсолютистской монархией.

Все бы хорошо, да только есть в этой истории нюансы. Гармодий и Аристогитон имели финикийские корни, что вероятно и послужило причиной бунта. И понятно, что вместо демократии граждане Афин получили себе на голову народовластие во главе с чужеземцами и кровавую расправу над "бывшими".

Оле-ола

Оле-ола

В 16 веке во Франции была целая серия войн протестантов и католиков, которая завершилась тем, что Генриха IV убивает католический фанатик-тираноборец. При этом 16 век является эпохой возрождения (античности). В Европе появляется литература, живопись, классическая архитектура, скульптура и даже право. Только появилось это не в результате культурной и политической эволюции, а в результате серии революций и гражданских войн, конец которых мы видим в 1648 году.

Французская революция, из-за своего антагонизма к старому режиму, заимствовала многие элементы культуры из древности. Одним из таких преобразований стало создание республиканского календаря. В этом календаре месяца придумывались из латинских и греческих слов, дням недели — номера, а дням года — названия природных явлений, животных и растений. По названиям дней должны были называть детей: Трактор Корбузье или Серп Молотов.

Вероятно, что это был один из античных календарей, использовавшихся как-раз таки культом Цереры, на что указывает сельскохозяйственный характер этого календаря.

Оле-ола

Во время революции в Париже возникло несколько партий: жирондисты, якобинцы, монтаньяры (партия гор или Гори), но в конце концов, победила хорошая партия или Буонопарте.