Восточная империя. Партия «зелёных».
Я думаю, что никто не станет отрицать, что о мусульманстве даже 17 века мы имеем самые смутные представления. А считается, — или так и было в самом деле, —, что именно под властью мусульман христиане испытывали чудовищные ограничения.
Информация по мусульманству 18 веке доступна из старых источников, но она крайне обрывочная и явно табуирована. По этим сектам можно отчетливо представлять, что было в Европе до 1650 года.
В первой половине 18 века единое мусульманство распадается на несколько разрозненных сект: дервиши (мевлеви), накшбандийцы (ебрхбухариты), ниметулахиты (Nimetulahis), кадрии (kadris), седжахи (sejahs), адхамиты (edhemis), бекташи (bektachis). Названий на русском языке я нашел не для всех сект — можете поправить, если, где название неправильное.
Описания этих сект есть в «Moeurs des turcs» и реляциях о ближневосточных странах Тевено. Я подвергаю некоторому сомнению информацию, которую они приводят, но мне кажется она интересной и вряд ли выдуманной. Такое надо видеть.
Вот краткое описание каждой из этих сект:
Дервиши (Мевлевиты) – названы так от основателя Мевелева. Глава ордена Дервишей жил в Конье. Они гнали лошадей по улицам, нагруженных шкурами или вазами, наполненными водой для бедняков. Они хранят глубокое молчание в присутствии начальства и незнакомцев, а затем устремляли взгляд в землю; тело их при этом согнуто. У них были всегда голые ноги и открытая грудь; некоторые жгли и кололи плоть в знак аскетизма, хотя реже чем раньше. Они привлекают профанов тем, что держат горячий предмет и при этом не обжигаются. Они делали тысячу фокусов и играли в стаканы.
Основная фишка дервишей — танец, в котором они крутятся, пока их не остановят по хлопку. Сейчас (в 21 веке) в некоторых странах танцы сопровождаются прокалыванием рта.
Тевено пишет, что в Египте был знаменитый монастырь этих дервишей, где они призывают в качестве своего святого некоего Чедерле, который, дает силу изгонять змей тем, кто уповает на него. Употребляют алкоголь и опиум.
Накшбандийцы — их основатель Накшбандия. Они занимались постоянными медитациями и голоданиями. Считались еретиками среди других мусульман.
Кадрии — "нудисты". Ходили по улице голыми, до этого полностью вымочив свои тела (в чем-то). Они берутся за руки и танцуют в хороводе целый день постоянно повторяющийся танец с яростными выкриками одного из имен Бога, пока, подобно людям, охваченным припадком безумия, они не падают на землю с пеной у рта.
Седжахи — "цыгане". Бродячий орден, но у них были свои монастыри. Они выходили на улицу, чтобы просить деньги подобно нищенствующим католическим орденам, и не возвращались пока не собирали достаточное количество. Вот как они это делали: они отправлялись на рынки или площади, где много людей, и там начинали кричать изо всех сил «О, Боже, пошли мне столько червонцев или столько килограмм риса...». Набожные обыватели конечно же давали ему деньги, после чего довольный седжах шел к другой толпе.
Многие из этих бродяг обитали в Индостане, но вообще они бродили по всем мусульманским странам. Они не только кричали на площадях молитвы, но также рассказывали забавные истории.
Ниметулахиты — "песняры". Пели по ночам во славу господа в определенные дни. Чтобы попасть в орден, было необходимо пережить 40-дневное голодание (принимая лишь 70 граммов еды в день). После диеты вокруг неофита начинают танцевать братья ордена. У неофита во время танца должны быть божественные видения, от которых он должен упасть лицом вниз словно пораженный молнией. После этого старейшина выносил вердикт, принимать ли его в свой орден или нет.
Сантоны — "эпикурейцы". У них напрочь отсутствовал аспект аскетизма. Постоянно пребывали в паломничествах в Иерусалим, Багдад, Дамаск, гору Кармель и так далее. Занимаются грабежами и убийствами. У некоторых сантонов была почитаемая мания, более похвальная и прибыльная, чем молитва — это жечь плоть каленым железом и рвать ее бритвой: люди, которые видят их в таком состоянии, смотрят на них с восхищением и из сострадания подают им милостыню. Иногда они просто дурачатся, размахивая своей дубинкой в воздухе или постоянно задирая прохожих.
Адхамиты — секта, названная в честь основателя Ибрахима ибн Адхама, который целыми днями смиренно читал Коран и молился богу в мечети. Они отрекались от дел и мирских удовольствий, и жили в суровом посту, в постоянных молитвах и уединении. Большинство их монастырей находится в Персии
Бекташи — названы в честь святого Хаджи Бекташа, прославившегося чудесами. Они не были монахами, поскольку они имели семьи и жили как обычные горожане. Их поклонение состояло в основном в восклицании «Ху! ху! Пусть живет! Пусть живет». Но так как они не соблюдают установленные часы молитвы, то считаются своего рода еретиками
У турок также были свои монахини, которые подражали сантонам во всех их «ритуалах»: они танцевали, как они, под звуки барабанов и совершали такие же ритуалы в небольших мечетях, куда мужчины не допускались. Они также участвовали в заклинаниях, предсказании будущего, молитвах за больных и страждущих, а также шарлатанстве. Их послушание состоит в том, чтобы бегать с утра до вечера из дома в дом, чтобы заработать денег; их бедность, которую нужно взять всеми руками; и их целомудрие, чтобы не иметь ничего. Их одежда проще, чем у обычных женщин; обувь у них черная или пурпурная, как у иудеев. Платье похоже на то, которое носят монахини в Европе.
Это лишь некоторые сведения, которые сообщают европейцы о мусульманах. Они также постоянно подчеркивают то, что структура орденов была заимствована турками у европейцев. Вообще можно вспомнить и другие примеры такой тесной кооперации. Про них я расскажу в других постах. Иногда кажется, что во главе этих двух абсолютно разных церквей стояли одни и те же люди. Почему, например, мусульманам и христианам заниматься банковским делом не позволялось, а одной небольшой группе аврамистов все-таки было можно.
Некоторые из читателей могут обратить внимание на некоторые «карнавализм» всех этих сект. По одной из версий русское слово церковь образовано от латинского «circus». Это не простое совпадение. Есть интересная гипотеза, объясняющая происхождение мировых религий от партий ипподрома. Известно, что эти партии имели религиозную окраску. Константинопольский ипподром давно закопан — на нем турки настроили хамамы и сараи, а все эти клоуны остались, продолжая кошмарить профанов.
После захвата власти в Константинополе они стали занимать храмы, которые до этого им не принадлежали. У некоторых храмов современного Стамбула в названиях сохранились упоминания о сектах, которые там когда-то располагались. Например, в мечети Календерхане.
Представьте, что это картинка начала-середины 18 века, когда в Османской империи всех этих марсиан начали ставить под государственный контроль, а до этого они были не подконтрольны. Они жили в городах, у них было оружие, они могли натравливать чернь, и они почти не подчинялись государствам.
Существует интересный миф, связанный с Сулейманом (Соломоном) Великолепным: Великий могол хотел послать дары Сулейману, и спросил того, чего он хочет. Мудрый Сулейман ответил, чтобы Могол запретил своим монахам отправляться в Турцию.
С другой стороны, конечно, был аспект шаманизма, который был свойственен многим кочевым народам. Многие аспекты его сохранились в современном мусульманстве.