Восточная империя. Христианство — крестьянство.

Хотелось бы написать пару-тройку постов про то, что возникло на месте Римской Империи в 3 веке: Восточной Империи. Поскольку все ее существование пришлось на трубу, и всю историю этого государства нам пересказывают жрецы одной мировой религии, то устанавливать диалог с автором бреда, ни в коем случае не стоит. Всегда нужно искать места, где у автора была задача скрыть нежелательные моменты или полностью их исказить. Ход фантазий тоже интересен, но скорее для постановки окончательного диагноза пациенту.

Первый вопрос, который мы зададим будет таков: "Каким было положение христиан в трубе (средневековье) и кем они были вообще?"

В мусульманской Испании был отдельный класс Зимми, куда входили: христиане, иудаисты, буддисты, зароастрийцы и сабии. Непонятно, что делают в этом списке иудаисты: их положение реально никогда не было мизерабельным; в отличие от мусульман они могли заниматься банковским делом; среди них было много ученых и философов. Во время Реконкисты христиане вообще не делали различий между иудаистами и мусульманами. Кажется, что раньше между этими религиями вообще не было разницы. Речь шла об одном культе.

Реально религиозные и культурные ограничения в мусульманской Испании были хоть и жесткими, но редко приводили к полному уничтожению носителей культуры. Еще до "арабского завоевания" местные латиняне и семиты (карфагеняне) постоянно контактировали между собой; было множество смешанных семей, кланов. Во время арабского завоевания можно наблюдать частые переходы латинян в мусульманство.

Христиане-мосарабы были носителями латинской культуры. Они говорили на арабизированной латыне, и в собственной культуры имели массу атавизмов из латинской культуры, и даже греко-римского язычества. Почему-то очень сохранилось очень мало описаний жизни этой группы.

Давайте теперь посмотрим на Османскую империю, которую довольно часто европейцы называли преемником Арабского Халифата. Ясно, что турки унаследовали систему девширме от арабов, которые некоторое время в этом регионе господствовали абсолютно, но там также существовала система компромиссов, сильно облегчавшая бремя захваченных народов.

  1. В Османской империи дискриминациями подвергались практически только христиане, а точнее крестьяне. Османская система не была такой жесткой как ее принято расписывать: принятие мусульманства было крайне быстрым и безболезненным, а девширме давало реальный социальный рост. То есть все социальные лифты для христианского населения также предусматривали полную мусульманизацию.

  2. Крайне привилегированным было положение греков в Османской Империи. До 19 века оно даже было где-то выше чем у турков. Греки фактически владели значительной частью Балкан, и без них система девширме никогда бы не появилась. При этом греки могли быть хоть христианами, хоть иудаистами, хоть мусульманами (это было часто на флоте). Турки столетиями закрывали на это глаза, пока не началось национальное движение в Греции. Скорее это была отдельная торговая-управленческая каста огромной империи. Более того грекам принадлежала Греческая православная церковь, имевшая колоссальное влияние не только на Балканах, но и многих других странах Восточной Европы и например даже Италии.

Были еще греки, жившие на островах и в горной местности. Они квалифицировались европейцами и турками как пираты и разбойники. Учтите, что это были самые настоящие греки, которые практически не смешивались с другими народами. В Новой Греции именно на основе этих разбойников (клефтов и арматолов) появится образ независимого новогрека, с пеной у рта сражающийся против ненавистных турок.

  1. Армяне. См. 2

  2. Если сравнивать религиозную политику Турции с таковой политикой в Иране, то последняя была гораздо жестче. Например с грузинскими княжествами Ираном велись кровопролитные войны. Турки же спокойно интегрировали часть грузин с сохранением родного языка и элементов культуры.

  3. В 19 веке в еще подконтрольной Порте Болгарии и Сербии весь городской слой составляли мусульмане, а вот практически все христиане были крестьянами. Были еще гайдуки — крестьяне, грабившие караваны турков.

  4. В Египте христиане-копты до сих пор являются париями, занимающими социальные низы.

Давайте вновь вернемся к Испании. На рубеже достоверного и недостоверного времени в этой стране появился великий памятник своему времени — «Дон Кихот» Сервантеса. Что же там написано про арабов, не так давно изгнанных с иберийского полуострова:

Араб, живущий в городе (именно там Сервантес обретает рукописи), написал роман на арабском языке про деревенских дурачков Дон Кихота и Санчо Пансу, где высмеял их потуги стать рыцарями и губернаторами. Кстати, христианам в мусульманской Испании нельзя было ездить верхом на лошади. Кем тогда оказываются все эти рыцари, участвовавшие в крестовых походах, так подробно описываемых в первые романах Нового Времени?

Получается, что христианство — это, пардон муа, крестьянство. Это низшие слои населения, которые перешли под контроль арабам-сарацинам-туркам после получения контроля над обширной территорией бывшей Римской Империи, и постепенно ассимилировавшиеся в новое общество.

Кстати, одно из значений латинского слова paganus (язычник) является деревенщина. Считается, что крестьяне в средневековой Европе поклонялись идолам.

Такая ситуация была в Испании, Италии, Южной Франции и в некоторых частях Османской империи. Северней такой коллизии уже не было и новые христиане там уже появлялись как господствующая конфессия с самого начала.

Понимание того, что ситуация на Османских Балканах была практически идентичной такой же ситуации в Испании дает понимание того, как там вообще проходила Реконкиста и была ли она вообще в том виде, в котором нам ее показывают.

Известно, что первоначальной базой Реконкисты был север Испании Наварра, где жили горцы, изначально занимавшиеся грабежом караванов и примыкающих районов. В конце 16 - начале 17 вв. выходцы из этого региона станут правящей династией огромной Франции.

Наварра, будучи границей между арабской Испанией и почти европейской южной Францией неизбежно становилась гнездом для арабско-европейских метисов, то есть будущих евреев. Судя по Голландии их положение было высоким на территориях, где присутствие арабов было слабым или непродолжительным. Они были лучше образованы и более культурны в сравнении с коренным европейским населением; в городах они могли концентрировать большую экономическую и политическую власть. В первое время они составляли значительную часть интеллигенции.

Район северной Испании станет базой для двух крупных новохристианских конфессий: иезуитизма (католицизма) и кальвинизма. В начальный период становления этих конфессий их клир состоял преимущественно из евреев-выкрестов. Тем не менее, большинство прихожан там конечно же были европейцами.

В собственной демагогии, называемой у католиков схоластикой, они опираются на малоимущие слои населения. У католиков это сопровождается борьбой с тиранией "монархомахией". Чтобы понимать как проходила эта монархомахия реально советую ознакомиться с историей антитурецких восстаний на Балканах, связанных с левым движением в Европе. Там все подробно и с картинками.

Еще мы узнаем, что в районе Южной Франции жили христианские парии Каготы, которых третировали даже сами христиане. То есть новые христиане обнаружили старых христиан-париев со своими обычаями, которых было практически невозможно интегрировать в общину новых христиан, и оставили все как есть. Довольно мало говорится об обрядах каготов. Во первых о них говорится, что они были плотниками. Во вторых, что они были идолопоклонниками. Думаю, можно найти в некоторых обрядах современных жителей северной Испании праздники, скорее всего произошедшие от праздников этих странных каготов.

Нет картинки