Кромвель и Магомет
kodor 19 апреля 2023
Готовя пост про Османскую Империю наткнулся на крайне странный (если не сказать более) пассаж в книге «Moeurs et usages des Turcs» из далекого 18 века. Эти несколько абзацев посвящены Магомету:
Обман всегда были основой честолюбивых людей. Доказательством этого было восстание в Англии, которое в прошлом веке повело Карла I на эшафот. Из всех параллелей, которые можно провести по этому поводу, пожалуй, нет более справедливой, чем та, в которой сам Кромвель сравнивается с арабским пророком, жизнь которого ныне переписывается. Последний был менее просвещен, чем английский узурпатор: его ум был менее приукрашен, его политика менее утонченна, его красноречие менее гибко, а его планы менее глубоки; но он был также храбр и так же доблестен. Его честолюбие и его мужество никоим образом не уступили обширным замыслам того, кто через столько веков после своей смерти должен был возродить и даже превзойти все преступления; его подвиги имели больший успех, и сегодня все еще остается несколько серьезных успехов, которые обязаны своим рождением проповедям и битвам, которые он выиграл. Напротив, политическая сила Кромвеля больше не существует, кроме как в памяти людей и в книгах, которые, кажется, были составлены специально, чтобы сделать ее более ненавидимой.
Но что устанавливает полное сходство между тем и другим самозванцем, так это обманчивое и клеветническое лицемерие, которое привело их обоих к той вершине власти, которой не перестанет удивляться высокомерие. Оба были великими, искусными капитанами, счастливыми генералами, но их силы была меньше, чем их кажущееся благочестие, реальное орудие их возвышения. Магомет, если бы он жил после Кромвеля, возможно, подражал бы его лицемерным окольным путям; и Кромвель, который знал о счастливых последствиях обмана арабского пророка, казалось, следовал его примеру в этом вопросе и следовал всем древним принципам, в то время как он эффективно применял на практике открытия, которые он сам сделал в его глубокие размышления о характере его народа. Свет его ума чудесным образом оплодотворял двуличие его сердца: как искусному министру и хорошему теологу, так и храброму генералу и глубокому политику, выражения благочестия были ему знакомы; мистические возвышения, биение сердца, благоговейные стоны по поводу беспорядков христиан, вся наружность фанатичного пророка были столькими естественными ухищрениями, которые одновременно образовывали власть и даровали ее. Один из авторов его жизнеописания рассказывает, что больше всего люди видели в нем истинного пророка; его лицемерие обмануло шотландцев, когда после битвы, стоившей им такой крови и полностью разрушившей все надежды Карла II, узурпатор вошел в Эдинбург, где общественными молитвами и своей милостыней завоевал сердца жителей, и с пользой использовал свою обычную маску; приманку, с которой он ловил всех, по выражению Грегорио Лети*. Неправильно, говорили шотландцы, говоря о Кромвеле, принимать его за купца; трудно было бы найти другого такого благочестивого и хорошего человека, как он. Было бы бесполезно вдаваться здесь в подробности всех черт лицемерия, которыми усеяна его история; изменений, которые он вносил в религию; посты, общественные молебны, которые он велел, молить о помощи и светилах Неба, даже когда речь шла о самых вопиющих несправедливостях, даже когда по его приказанию Совет негодяев составлял Суд на смерть законного Государя. Я отсылаю читателя к авторам его жизни, чтобы он почувствовал всю точность параллели, которую я установил между английским узурпатором и арабским пророком. Даже их жены, которые были одинаково полезны и необходимы им; первая жена Магомета, чтобы обнародовать святость Магомета, его откровения и его миссию; и мисс Брентон, чтобы расположить к себе членов парламента и тех, кто был их союзником или другом, и преувеличить перед всеми рвение своего мужа, его бескорыстие, его любовь к общественному благу и свободе и его необычайную скромность. Первые сделали сектантами, вторые — приверженцами, и обе способствовали продвижению своих мужей, либо подружив их, либо раскрывая тайные интриги своих врагов. Если бы Магомет и Кромвель были только храбры, они бы потерпели неудачу в своих великих предприятиях: они были коварны, искусны, скрытны и лицемерны; оба преуспели. Такова власть, которую только тень религии, должным образом созданная, может иметь над умами людей.
Как бы случайно автор дал емкую характеристику Магомету, Кромвелю и вообще того, что происходило в 17 веке, и о чем нам сообщают очень отрывочно.
Также вспомним, что Кромвель поднялся на высушивании болот (а ничего другого тогда в Англии и не было). Вероятно с помощью удачной женитьбы он связался с голландскими купцами, которые ему, сыну бедного помещика, технолоджи и дали.
О Магомете Кромвель никак знать не мог, потому что перевод Корана вышел только в конце 17 века. Вероятно в истории Византии (Османской Империи) были персонажи, очень напоминающие этого мусульманского пророка. Возможно и не один раз.
* — Грегорио Лети, итальянский протестант, впервые написал полную историю Англии.