Тайна заброшенного замка. Божьи Люди — I
kodor 25 сентября 2022
Поскольку сведений о жизни Западной Европы в эпоху раннего Нового времени мало (так как эпоха достоверной истории наступила лишь в середине XVII века). Все, что нам ведается про раннюю историю на 90% оказывается ложью, и нам остается довольствоваться европейскими реликтами (вроде итальянских городов-государств), либо остатками былой роскоши в виде обрезанной системы сословий, где слишком много времени уделяется религии и династической шелухе. Поэтому единственным возможным способом узнать подлинную историю европейских сословий является изучение другого общества, более молодого, и сохранившего свою социальную первобытность в эпоху уже развитого книгопечатания. Идеально для этого подойдет Индия. Индия считается очень самобытной и древней страной, что конечно не совсем так. Многие элементы индийского общества появились очень недавно.
Тем не менее кастовая система Индии является призом для историка Европы. Эта система была намертво зацементирована в индийское общество, и даже сейчас никто и не думает о гипотетической отмене ее. И в XXI веке мы можем подробнейшим образом изучить ее, имея уйму документов, фотографий, и даже видео. Тем не менее индийское общество крайне коварно, и так просто начать штудии сложно. Трудно найти базовую информацию о кастовой системе: (список крупнейших каст, базовую классификацию), вместо этого наивному читателю дают древние Веды (на санскрите) и объясняют древнюю варновую историю каст, не имеющую с современной ничего общего. А информации о современном состоянии индийского кастового общества крайне мало.
Современный человек слабо представляет масштаб кастовой системы даже сейчас. Ему кажется, что это пережиток прошлого, и удел старых поколений. Зная о каких-нибудь кастах, он не представляет, что это лишь обобщение десятков и сотен независимых каст, которым даже зазорно друг с другом контактировать. Хочет ли врач в деревне общаться с забойщиком скота. Я думаю, что нет. Но их общественный статус будет примерно одинаковым.
Довольно сложно представить и численность этих каст. По некоторым оценкам их там около 5 тыс., их число постоянно растет. Основной источник информации о индийских кастах — список зарегистрированных каст и племен и перепись населения Индийской империи (British India census). Список зарегистрированных каст был составлен британской администрацией в 30-е года, и по сути, это первая кодификация кастовой системы. Она, так или иначе, остается неизменной и по сей день. В этом списке представлены преимущественно неприкасаемые касты и племена. Их там несколько сотен.
Вот небольшая таблица каст, информацию о которых мне удалось найти в Википедии:
Название | Профессии | Численность | Религия |
---|---|---|---|
Ади Дравида | разнорабочие | 13 млн. | индуисты |
Арунтатияр | кожевники, падальщики, мусорщики | 2,3 млн. | индуисты/христиане |
Бхаратавар | рыбаки, добытчики соли или песка | ? | христиане |
Паллары | земледельцы (выращивание риса) | 2,3 млн | индуисты |
Домба | кочевники | ? | индуисты/христиане |
Холейя | фермеры | ? | индуисты |
Кадайяры | рыбаки, морские промыслы | ? | христиане |
Каримбалы | сбор дров | ? | индуисты |
Парии | ткачество | 9 млн. | индуисты / мусульмане / христиане |
Салияр | ткачество | 9 млн. | христиане |
Кота | гончарное дело, кузнецы | ~2000 | индуизм / языччество |
Куравар | охотники-собиратели, горцы | ? | индуизм |
Мадига | ? | 771 тыс. | индуизм |
Мала | крестьяне | 5,3 млн. | индуизм |
Найяди | разнорабочие | ? | ? |
Тамил Панар | кочующие музыканты | ? | индуисты |
Дурумбар | стирка белья, трюкачи | ? | индуисты / ислам / христианство |
Пулаяр | охотники-собиратели | 1 млн. | индуисты / ислам / христианство |
Ваннар / Катади | химчистка | 2,1 млн. | индуисты / ислам / христианство |
Тоти | мусорщики | ? | индуисты |
Перман | куртизанки | ? | индуисты |
Вадирияр | ткачество | ? | индуисты |
Ветияан | могильщики | ? | индуисты |
Семман | кожевники | ? | индуисты |
Одна каста крестьян может сильно отличаться от другой касты крестьян. А они отличаются по социальному уровню и своей профессии. И кроме очевидной экономической градации на "кулачество" и бедное крестьянство, там есть и другие. Например, есть отдельные касты, занимающиеся забоем рогатого скота и его продажей низшим кастам, и их экономическое положение может быть относительно высоким.
Расскажу только про одну касту. Каста Ваннаров, занимающихся преимущественно стиркой одежды (это считается грязной профессией); поклоняются они (в том числе) своему кастовому божеству Периятамбирану (или Вирабхатра), в честь которого они устраивают ежегодные ритуалы. Священники и храмы у них свои — в чужие храмы их не пускают. У касты есть даже собственные святые. Сама каста делится на более десятка ступеней. При своем статусе неприкасаемых они говорят, что происходят от древней королевской династии.
Переход в мусульманство или христианство, увы, не спасает бедных неприкасаемых от незавидной участи быть говночистами или мусорщиками. В мусульманстве есть свое продолжение каст, может быть не столь обширное, но все равно внушительное (хотя вроде бы в Исламе это не приветствуется).
В мусульманстве есть разделение на низкие касты — аджлаф, и высокие — шарифы или ашраф. Высокие — это около 10% мусульман в Индии. Они, естественно, возводят свое происхождение к тюркам, арабам или персам. Самые лучшие ведут свое происхождение от самого Магомета. Эти касты также делятся на "подкасты": аристократия, духовенство, чиновники, торговцы и.т.д.
Деление не происходит по профессиональному признаку: торговцы пряностями и торговцы священных товаров будут считаться равноранговыми, но браки между ними заключать нельзя. А вот торговец кожи и шкуры животных вообще причислен к низших кастам.
У мусульман есть своя каста куртизанок — таваиф. Ремесло передается по женской линии от дочери к матери, а их ряды пополнялись украденными детьми. Как вы понимаете в таваиф в условиях восточной культуры также входили и мальчики. Тафаиф не считались низшей кастой, получая хорошее образование вроде заучивания персидской поэзии или игры на флейте.
У христиан дело с кастовой системой еще хуже (лучше?). Существует довольно страшный миф о испанской инквизиции, точнее португальской, пытавшейся искоренить язычество, окультизм и кастовую систему в южной Индии. Обращением индусов в христианство и правда было, и инквизиция была, но действовали они отнюдь не грубой силой. В противном случае им бы не удалось и набрать и тысячи неофитов.
Был в 17 веке один иезуитский чудак — Роберт Де Нобили. В 1604 году он прибыл на Гоа, и сразу же начал миссионерскую миссию. Довольно быстро он выучил санскрит, телугу и тамильский; стал уподобляться индийским брахманам, и носить индусскую одежду, и соблюдать некоторые местные обычаи. Трактовал он их уже по христиански: три нитки - значит троица, etc. Кстати, Де Нобили почему-то начал обращение с каст, занимающихся морскими промыслами и практически все морские касты неприкасаемых на сегодняшний день являются христианскими.
При таком подходе новообращенные были в равной степени христианами и индуистами. Кастовая система никуда не исчезала, а даже наоборот: христианство (католическое) своими когтями намертво вцепилось в него. Это и была реальная тактика иезуитов (католиков), в отличие от протестантов, которые делали класс колониальных слуг и чиновников a la парсов, или сирийской церкви, создававших компактные христианские кагалы.