Тайна Арлекина

kodor 2 мая 2023

В Комедии дель арте все маски имеют ясные и простые имена, созвучные с их амплуа: Панталонне — старик в заштопанных панталоннах, Коломбина — голубка, Пульчинелла — цыпленок, Капитан — это и есть капитан, и так далее. Но есть одна маска, чье имя до сих пор остается загадкой. Это Арлекин.

В Википедии Вы найдете две-три версии, все ложные, и на самом деле придуманные в 19 веке. Раньше говорили о некоем Ашиле де Арле, в честь которого вроде бы придворный шут назвал одного из персонажей. Намекают даже на Карла V. По-французски имя этого короля пишется как Charles Quint: уберите две буквы в начале и одну в конце, и получите Арлекина.

Сейчас говорят про Дикую охоту, о которой до 19 века даже в самых культурных странах ничего не знали. Как мне кажется намного ближе к истине — "Лесной царь" Гете. "Лесной царь" или на немецком Erlkönig был, как ясно по названию, покровителем лесов и эльфов. Эльфы — это тоже новодел; практически идентичных персонажей можно найти в ранней европейской литературе, и отдаленно похожих у Древних в нимфах (например Эгерия) или так называемых albas dominas, о которых я ничего найти не смог (буду рад, если кто-нибудь даст информацию по ним).

Кажется мы никуда так и не пришли, а скорее только отдалились от нашего вопроса, но в Лесном болване царе находится некоторая подсказка. Очень возможно, что Арлекин связан с древних лесным божеством. Этому божеству был посвящен праздник, на котором танцевали хороводы и разыгрывали театральные представления. Однако если искать пару среди лесных божеств, то наиболее близкими к Арлекину окажутся Сатиры. Арлекин как и Сатир ленив и распущен, он одет в обтягивающий костюм, что придает его образу некоторую наготу, и часто носит шапку с рогами. Оба также имеют животные черты: Сатир похож на козла, а Арлекин скорее на кошку (черная маска, иногда с усиками).

Древние греки довольно мало пишут о происхождении сатиров, и скорее всего божок пришлый. Я постарался найти парное божество в древнеегипетской мифологии, и наиболее похожим мне показался Бес. Бес — кошачье божество, покровитель семьи, обладавший довольно уродливой внешностью. Я бы не написал про Беса, если не вспомнил, что Геродот описал святилище Басты, — кошачьей богини радости, веселья и любви и женской красоты. А вот что пишет Геродот про фестиваль, проходящий в честь богини-кошки Баст:

Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700000 людей обоего пола, кроме детей.

Согласитесь, что очень сильно напоминает праздник богини Фауны. Непонятно только, откуда столько внимания у древних и у европейцев к этому лесному пантеону богов. Что же там было такого привлекательно для них, что даже спустя сотни лет дегенерации массовая культура Нового времени черпает все исключительно оттуда.